Вторник, 30.04.2024, 19:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи о резьбе » Резьба по бересте

Резьба по бересте
Резьба по бересте

Резьба по бересте

Немного истории


Везде, где растет береза, а растет она по всей России, русский крестьянин делал из бересты множество различных вещей. Она легкий, прочный, с мягкой теплой поверхностью материал. На что только не употреблялась береста в хозяйстве русского крестьянина!

На севере России с берез снимали большие пластины бересты. Называли их скалами, скальем. С незапамятных времен скалье продавали на всех северных ярмарках и рынках. Используя замечательные свойства бересты, пропитанной смолистыми веществами, ее прокладывали на крышах домов, чтобы предохранить бревна от гниения и сырости. Из бересты делались различные сосуды. Крестьянин, уходя в поле на работы, всегда брал с собой туесок с водой или квасом. И в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным.




Но, пожалуй, самое удивительное – это берестяные грамоты. В XI–XII веках в древнем Новгороде берестяные пластины использовались для письма. Это был удобный и вполне доступный материал. Писать на нем было очень легко – остро заточенная палочка процарапывала на мягкой поверхности контуры букв. Древние новгородцы, конечно, не подозревали еще об одном необыкновенном свойстве бересты – ее способности сохраняться долгие годы. Новгородские письма на бересте, пролежав в земле больше восьми столетий, дошли до нас.

В старину умели, используя чудесные свойства бересты, превращать ее в нарядные, гармоничные и изящные вещи. Интересно, что уже в середине XVIII века техника резьбы по бересте была хорошо известна. Об этом писал Андрей Болотов. Один из просвещенных людей XVIII столетия, он занимался переводами, сам писал книги, издавал сельскохозяйственные журналы. Двадцать семь лет Болотов вел дневник, который и был опубликован как «Жизнеописание Андрея Болотова». Для современных историков эта книга служит энциклопедией жизни XVIII века.




Болотов писал обо всем: об обычаях, нравах, быте, о хозяйственной жизни, политических событиях того времени. Есть у него заметки и о резьбе по бересте: «Никакая работа и мастерство мне так не полюбились, как одна особливая – производить из простой бересты табакерки, стаканчики, кружечки». Болотов научился украшать их резьбой и тиснением, которое еще называется чеканкой. Он подробно объясняет, как это делается: «Сия чеканная работа производится маленькими палочками, у коих на концах вырезаны разные фигуры и расположенные так, чтобы при наставлении палочки на бересту и при ударении в другой конец ее молотком выпечатывалась на бересте довольно возвышенная фигурка». А для резьбы по бересте никаких особенных орудий, кроме ножа и, может быть, еще шила, не требовалось. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, а потом вырезается острым концом.

1900 год. В Париже открывается Всемирная выставка. Эйфелева башня снова, как и одиннадцать лет назад, на выставке 1889 г., становится ее своеобразным символом. Международные выставки начали устраиваться не так давно. Первая была в 1851 г. С тех пор их стали делать регулярно в разных городах и столицах мира: в Париже, Стокгольме, Чикаго, Вене. С каждым разом международные выставки приобретали все большую популярность, в них участвовало все больше стран. В 1900 г. на выставку в Париж приехали представители 65 стран.

Среди участников была и Россия. Русский павильон, построенный в виде древнего кремля с теремами, шатровыми башнями, крытыми крылечками, привлекал к себе множество посетителей. Привлекал не только своим внешним видом, но и тем, что было представлено внутри. Посетители стремились побольше узнать о русском народе, увидеть, что умеют делать в этой большой и загадочной стране. Особенно много людей толпилось там, где были выставлены изделия народных мастеров. Все здесь было красивое и необыкновенное.

Но, пожалуй, самым неожиданным и самым удивительным оказались изделия из резной бересты. Почти невесомые, с розоватой бархатистой поверхностью, с тончайшей прорезью, из-под которой поблескивала, отливая разными цветами, фольга, они напоминали дорогие и изысканные изделия из кости с ажурной резьбой. Табакерки, шкатулки, портсигары, круглые бураки – сосуды для питья – и все это из простой бересты. Париж трудно удивить, но парижане были в восторге от этих необычных вещей, в которых чувствовался большой вкус и мастерство художника.




Все эти вещи были сделаны руками крестьянского резчика Ивана Афанасьевича Вепрева из деревни со странным названием Курово-Наволок, недалеко от Великого Устюга. Имя Вепрева впервые стало известно в 1882 году, после выставки в Москве, которая принесла ему славу, успех и серебряную медаль. Теперь, после Международной выставки в Париже, его узнала Европа. Из Швеции, Норвегии, Франции шли заказы на изящные изделия из бересты. Резьбой по бересте занимался не только Вепрев. В ближних деревнях и селах крестьяне тоже делали вещи, похожие на вепревские. Все они жили в одной Шемогодской волости, поэтому и появилось название «шемогодская резьба по бересте» или просто «шемогодская береста».






Наверх
Категория: Резьба по бересте | Добавил: Faska (16.03.2012)
Просмотров: 6180 | Комментарии: 1 | Теги: Резьба по бересте | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Скульптурная резьба [5]
Происхождение промысла, технология изготовления резьбы, инструмент
Плосковыемчатая резьба по дереву [5]
Геометрическая резьба Скобчатая резьба Контурная резьба
Плоскорельефная резьба [5]
Абрамцево-кудринская резьба, "Татьянка", Сквозная (Ажурная)
Резьба по бересте [3]
Из истории [2]
История резного дела
Можете найти
Рассказать друзьям
Наши друзья
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0