Воскресенье, 24.09.2017, 18:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи о резьбе » Плосковыемчатая резьба по дереву

Учебное пособие по контурной резьбе
Учебное пособие по контурной резьбе

Авторское учебное пособие по контурной резьбе


Перед тем, как приступить к практике, рекомендуется изучить материал всего занятия, по данному пособию. Для более успешного освоения приёмов резьбы не следует отклоняться от последовательности выполнения заданий, которые определены данным пособием. Для лучшего закрепления навыков учебные упражнения по освоению технологии распределены таким образом, чтобы происходило постоянное чередование одних приёмов с другими, для полного и уверенного их выполнения.

Данное пособие содержит поэтапную технологию освоения контурной резьбы, во всех её четырёх направлениях:

1. Контурная резьба с окрашенным контуром.
2. Контурная резьба по тонированному фону.
3. Контурная резьба по чёрному лаку.
4. Контурная резьба по раскрашенному фону.

Пособие также содержит поэтапную технологию освоения контурно-гравюрной резьбы, в двух направлениях:

1. Гравюрная резьба по чёрному лаку.
2. Гравюрная резьба по тонированному фону.

Пособие также содержит технологии подготовки и окончательной отделки поверхности готовых изделий, выполняемых в различных стилях, контурной и гравюрной резьбы.

Контурная резьба

Само название говорит о том, что в технике резьбы выполняется контур, контурный рисунок. Контурная резьба служит для украшения различных предметов, изготовленных из древесины. Выполняется резьба в технике свободного контурно-графического рисунка, режущим инструментом – резцом по дереву. При этом могут применяться различные по форме и кривизне линии порезок.

      

       

 


Основной учебный материал.

Заготовки из древесины:

1. Заготовки  дощечек из древесины липы. 




Инструменты для резьбы (Набор резцов по дереву):

1. Резец по дереву «Нож-косяк» № 10
2. Резец по дереву «Стамеска-уголок» № 9
3. Резцы по дереву «Стамески полукруглые» № с 1 по 8




Инструменты для шкурения и циклевания заготовок:
 
1. Инструмент – «Шкуровочник».
2. Державка для абразивных шкурок.
3. Инструмент – «Столярная цикля»




Краски и красители:

1. Морилка водная (водорастворимая), в ёмкости 0,5 литра.
2. Морилка ХВ-784 «Новбытхим»
3. Тушь чертёжно-оформительская (чёрного цвета во флаконе 65 мл.)
4. Лак по дереву, бесцветный. (ХВ – 784, Новбытхим), в ёмкости 0,5 литра.




Абразивные материалы:

1. Абразивные шлифовальные шкурки по дереву, на тканевой основе:
(СФЖ-10Н-14А, СФЖ-20Н-14А, СФЖ-П20-14А, СФЖ-П300-14А) в листах 180Х240 мм.
2. Абразивные шлифовальные шкурки по металлу, на бумажной основе:
(Р-100, Р-300, Р-500, Р-1000, Р-2000 - водостойкие) в листах размером 180Х240 мм.
3. Полирующая паста «ГОИ»




Знакомство с технологией выполнения контурной резьбы.

Резьба по дереву – это очень увлекательный и интересный вид народного декоративно-прикладного искусства. Контурная резьба – одно из его направлений. Контурная резьба делится на четыре подвида, характерных по своему внешнему виду и своим технологическим особенностям исполнения. 

А

Б

В

Г

Последовательность этапов выполнения «Контурной резьбы по тонированному фону, с белыми линиями контурных прорезок» (рис. А):

1. Шлифовка поверхности заготовки, абразивным шлифовальным листом и циклей.
2. Очистка поверхности заготовки от пыли сухой тряпочкой.
3. Окраска поверхности заготовки – водной морилкой.
4. Просушка заготовки от влаги.
5. Копирование рисунка–орнамента на окрашенную поверхность заготовки.
6. Восстановление контуров рисунка–орнамента, чёрной ручкой. ( Прорисовка.)
7. Лакирование поверхности заготовки бесцветным лаком.
8. Просушка лакового покрытия.
9. Выполнение резьбы по контурам рисунка–орнамента.

Последовательность этапов выполнения « Контурной резьбы с окрашенными линиями прорезок и светлым фоном заготовки » (рис.Б):

1. Шлифовка поверхности заготовки, абразивным шлифовальным листом и циклей.
2. Очистка поверхности заготовки от пыли сухой тряпочкой.
3. Копирование рисунка–орнамента на поверхность заготовки.
4. Выполнение резьбы по контурам рисунка–орнамента.
5. Окраска поверхности заготовки с резьбой – водной морилкой, с окрашиванием прорезок.
6. Просушка заготовки от влаги.
7. Шлифовка резной поверхности заготовки, до получения светлого фона поверхности, и тёмных линий контурных прорезок рисунка–орнамента.
8. Очистка поверхности заготовки от пыли – сухой щёткой и тряпочкой.
9. Лакирование поверхности заготовки бесцветным лаком.
10. Просушка лакового покрытия.

Последовательность этапов выполнения « Контурной резьбы по раскрашенному фону, с белыми линиями контурных прорезок » (рис. В):


1. Шлифовка поверхности заготовки, абразивным шлифовальным листом и циклей.
2. Очистка поверхности заготовки от пыли сухой тряпочкой.
3. Копирование рисунка–орнамента на поверхность заготовки.
4. Раскрашивание внутренних элементов рисунка–орнамента, перманентными маркерами или фломастерами.
5. Окраска поверхности заготовки вокруг рисунка–орнамента – водной морилкой.
6. Просушка заготовки от влаги.
7. Восстановление контуров рисунка–орнамента, чёрной ручкой. ( Прорисовка.)
8. Лакирование поверхности заготовки бесцветным лаком.
9. Просушка лакового покрытия.
10. Выполнение резьбы по контурам рисунка–орнамента.

Последовательность этапов выполнения « Контурной резьбы по чёрному лаку, с белыми линиями контурных прорезок » (рис. Г):

1. Шлифовка поверхности заготовки, абразивным шлифовальным листом и циклей.
2. Очистка поверхности заготовки от пыли сухой тряпочкой.
3. Окраска поверхности заготовки – чёрной тушью, или чёрным лаком.
4. Просушка заготовки от влаги.
5. Лакирование поверхности заготовки бесцветным лаком.
6. Просушка лакового покрытия.
7. Копирование рисунка–орнамента на окрашенную поверхность заготовки, при помощи продавливания линий контуров рисунка–орнамента шариковой ручкой.(Без применения копировальной бумаги.)
8. Выполнение резьбы по контурам рисунка–орнамента.

Знакомство с технологией шлифовки и циклевания поверхности заготовок из древесины ручными способами.

Применение этого вида обработки поверхности заготовок из древесины обусловлено необходимостью получения ровной и чистой поверхности заготовки, без шероховатостей и неровностей.
Технология шлифовки поверхности заготовки из древесины делится на два этапа обработки:
1. Грубая шлифовка – для снятия всех неровностей и шероховатостей с поверхности заготовки.
2. Чистовая шлифовка – для придания поверхности заготовки ровной и скользкой поверхности.
Для обработки поверхности заготовки, методом шлифовки, применяются специальные абразивные шлифовальные листы, или «шлифшкурки». Для удобства в работе, шлифшкурки закрепляются в специальных инструментах - «шкуровочниках» Применение этих инструментов предохраняет руки во время проведения шлифовальных работ от травмирования их древесной щепой (от занозы). Для зашкуривания и шлифовки поверхности заготовок из древесины, применяются абразивные шлифлисты на тканевой основе. Абразивные материалы имеют заводскую маркировку Евростандарта, определяющую величину зернистости крупинок абразивного песка, и соответствующую кодированную маркировку основы.
Для грубой (обдирочной) шлифовки поверхности заготовок из древесины применяются шлифлисты на тканевой основе, с маркировкой ШЛТ 10, 20, 30, 40,или 50.
 Для чистовой (шлифовальной) обработки поверхности заготовок из древесины, применяются шлифлисты как на тканевой, так и на бумажной основе, с маркировкой ШЛТ,или ШЛБ 100, 200, 300, 400, или 500.
Для полировки поверхности заготовок из древесины, применяются шлифлисты только на бумажной основе, с маркировкой ШЛБ 800, 900, или 1000.

Техника удержания инструмента «шкуровочника» в руке и техника шлифования заготовок из древесины.

«Шкуровочник» берётся в руку. Охват ручки инструмента - всеми пальцами руки. Для выполнения шлифовальной работы, инструмент плотно прижимается абразивной лентой к поверхности заготовки, и продольными движениями руки (вперёд – назад), продвигается по поверхности заготовки. Вторая рука плотно прижимает заготовку к столу. Не допускай движения инструмента в сторону прижимающей заготовку руки. Она должна находиться сбоку от продольного движения инструмента. Для удобства в работе – поворачивай заготовку. Шлифовку проводи по плоскости заготовки только вдоль волокон древесины. Шлифовка поперёк волокон древесины – приводит к многочисленным царапинам – чёрточкам на поверхности, которые только ухудшают внешний вид изделия. Для чистовой обработки поверхности заготовки из древесины (без выполненной резьбы, по чистому дереву), применяется ещё один инструмент, заменяющий «шлифлисты» и инструмент «шкуровочник». Это инструмент – «столярная цикля».

Техникой удержания инструмента «столярная цикля» в руке и техника циклевания заготовок из древесины.


 Охват ручки инструмента всеми пальцами руки. Для выполнения циклеванния поверхности заготовки из древесины, инструмент плотно прижимается рабочей кромкой железки на дальнем, от тебя, крае поверхности заготовки, под углом 30 – 45 ° и продольными движениями руки (на себя), с небольшим усилием нажима, продвигается по поверхности заготовки. Вторая рука плотно удерживает заготовку. Не допускай движения инструмента в сторону удерживающей заготовку руки. Она должна находиться сбоку от продольного движения инструмента. Продвигай инструмент по поверхности заготовки – только в одном направлении: НА СЕБЯ
Для удобства в работе – поворачивай заготовку. Шлифовку проводи по плоскости заготовки только вдоль волокон древесины. Шлифовка поперёк волокон древесины – приводит к многочисленным царапинам – чёрточкам на поверхности, которые только ухудшают внешний вид изделия. Технология окраски поверхности заготовок из древесины водными красителями, ручным способом. Этот вид обработки поверхности заготовок из древесины позволяет получить окрашенную (Цветную) поверхность древесины заготовки, её имитации под ценные породы дерева, или получения цветной, раскрашенной поверхности.

Технология окраски поверхности заготовок из древесины водными красителями – очень проста. Промышленностью выпускаются различные красители в виде растворов, такие как: водные морилки по дереву, чернила, тушь и т. п. Способы их применения, обычно указываются на этикетках фирм – производителей. Окраска поверхности заготовок из древесины проводится обычной плоской кисточкой необходимого размера, из натурального ворса, или поролоновым тампоном. Окрашивание проводят равномерными, плавными движениями кисточки или тампона по поверхности заготовки вперёд и назад. Нужный оттенок цвета получают разбавлением основного раствора красителя специальным разбавителем. Для водных красителей – вода. Для спиртовых красителей – спирт, и т. д.

Здесь следует также отметить, что при окраске всей поверхности заготовки есть две особенности, на которые нужно обращать особое внимание:

1. Не следует слишком сильно увлажнять красителем заготовку из древесины во время окраски. От избытка влаги она может растрескаться или покоробиться при дальнейшей сушке.
2. Следует также обращать внимание на то обстоятельство, что торцевая часть доски впитывает гораздо больше красителя, чем её поверхность (пласть) или её продольные торцы. По причине этого, окрашиваются гораздо темнее её торцовые детали. Поэтому, когда окрашивается заготовка, содержащая торцевые детали доски – следует брать краситель для этих элементов, более разбавленный, в 4 – 6 раз, чем для общей окраски остальных деталей заготовки. Окрашивание торцовых деталей необходимо проводить очень аккуратно, тонкой кисточкой.
Продольные края заготовки окрашиваются аналогично её пластевой части.
Краситель должен равномерно окрашивать поверхность заготовки в элементах рисунка.
У красителя есть свойство постепенно протекать вдоль волокон древесины. По этой причине не следует доводить кисточку с водным красителем ближе чем на 2 мм. к контурам рисунка-орнамента. Нарушение этого правила приведёт к затёкам красителей на соседние элементы рисунка-орнамента. Это в конечном счёте полностью испортит внешний вид изделия. Во время раскрашивания элементов рисунка-орнамента, не удерживай кисточку с водным красителем более 1 секунды, на одном месте. Окрашивай поверхность заготовки быстрыми и аккуратными движениями руки. Если в каком-либо месте образовалась капля красителя – её сразу необходимо удалить. Помни, что чем больше красителя ты наносишь на поверхность заготовки, тем глубже и больше его впитается в волокна древесины. По этой причине могут образоваться тёмные пятна на поверхности заготовки. По этой же причине недопустимо проводить более одного раза красителем по одному месту заготовки. Появление тёмных пятен – испортит внешний вид изделия.

Технология копирования контурно-графических рисунков и орнаментов на заготовки из древесины.

Выполнение копирования контурно-графического рисунка проводится в следующей последовательности:
1. Выбери в какой-либо книге, или в учебном пособии любой контурно-графический рисунок, соответствующий размеру заготовки из древесины. Скопируй этот рисунок на кальку (прозрачную бумагу). Используй для копирования карандаш. 
2.  Положи на поверхность заготовки кусочек копировальной бумаги, красящей стороной к поверхности заготовки. Поверх копировальной бумаги наложи кальку с рисунком. Перемещая кальку по заготовке, «центруй» рисунок. 3. После закрепления всего копировального пакета скотчем, аккуратно и точно прорисуй шариковой ручкой все контуры рисунка на кальке. Прорисовку выполняй с небольшим нажимом на ручку.



Знакомство с инструментом.

Основной инструмент для выполнения контурной резьбы – Стамеска - уголок № 9

Техникой удержания инструмента в руке.



Стамеска-уголок берётся в руку с полным охватом её кистью руки. Охват ручки стамески обеспечивается всей кистью руки, кроме указательного пальца. Большой палец располагается вдоль ручки и полотна стамески, сбоку от них, прижимая конечной фалангой,чуть ниже колпачка ручки, полотно стамески к средней фаланге, поджимного среднего пальца. Средний, безымянный и мизинец плотно поджимают ручку стамески снизу к ладони, ближе к её запястью. Указательный палец расположен поверх и чуть наискосок полотна стамески, касаясь своей средней фалангой полотна, а конечной фалангой опираясь на поверхность заготовки, сбоку от полотна. Торец ручки чуть выходит из-под пальцев руки, к запястью ладони. Для выполнения прорезок контуров, носик стамески ставится на начало намеченной полосы, подуглом 20-25°, и лёгким поступательным движением носик полотна стамески врезается в древесину на глубину, примерно 1 мм. Далее, «шагающим» движением указательного опорного пальца, и плавным поступательным движением кисти руки, стамеска продвигается по намеченной полосе. В начале поступательного движения, необходимо плавно изменить угол наклона полотна стамески до 15-20°. Плавно продвигая стамеску, и одновременно переставляя опорный палец вдоль намеченной полосы, выполняется прорезка контура. Во время выполнения прорезки необходимо внимательно следить за равномерностью выхода стружки. Внимательно следи за точностью продвижения режущего носика полотна стамески по намеченной полосе. Не допускай «соскоков» носика полотна с намеченной линии, и «копающих» движений. Во время выполнения резьбы – плотно удерживай заготовку на рабочем столе другой рукой. Внимательно следи за положением этой руки по отношению к полотну стамески! Эта рука должна быть расположена позади или сбоку от полотна стамески, и не попадать под направление хода режущей кромки инструмента! Удерживающая заготовку рука, должна захватывать, возможно, большую поверхность заготовки. Для этого во время работы поворачивай заготовку в наиболее удобное для тебя положение Технология выполнения резного столярного изделия.




Формирование контурной резьбы по тонированному фону заготовки.

1. В соответствии с технологией шлифовальных работ выполни шлифовку и циклевание поверхностей заготовки столярного изделия (разделочной доски), с обеих сторон, и особенно тщательно с её торцевых краёв.
2. В соответствии с технологией окраски поверхности заготовки водным красителем окрась поверхность и торцевые детали заготовки столярного изделия – водной морилкой.  Не допускай захода морилки на обратную сторону доски, а также пробелов в окраске, особенно на поверхности заготовки. После окраски, положи заготовку под сушилку.
3. После просушки заготовки столярного изделия от влаги, в соответствии с технологией копирования контурно – графических рисунков и орнаментов, необходимо скопировать на окрашенную поверхность заготовки столярного изделия один из контурно – графических рисунков, соответствующих размеру заготовки. После окончания копирования обведи повторно все контуры рисунка, шариковой ручкой, для получения чётких и ярких контуров рисунка.
4. После окраски поверхности заготовки с рисунком, окрась её поверхность бесцветным лаком.
5. После просушки лакового покрытиятвыполни прорезки контуров рисунка на доске.

Формирование контурной резьбы по чёрному лаку

1. В соответствии с технологией шлифовальных работ выполни шлифовку и циклевание поверхностей заготовки столярного изделия (разделочной доски), с обеих сторон, и особенно тщательно с её торцевых краёв.
2. После выполнения шлифовки, в соответствии с технологией окраски поверхности заготовки водным красителем окрась поверхность и торцевые детали заготовки столярного изделия, чёрной тушью.  Не допускай захода красителя на обратную сторону доски, а также пробелов в окраске. После окраски, положи окрашенную заготовку под сушилку.
3. После просушки заготовки столярного изделия от влаги окрась её поверхность бесцветным лаком.
4. После просушки лакового покрытия можно приступать к копированию на окрашенную поверхность заготовки – контурно-графического рисунка. 
5. После выполнения копирования контурно-графического рисунка выполни прорезки (продавленных) контуров рисунка на заготовке

Формирование контурной резьбы по раскрашенному фону заготовки

1. В соответствии с технологией шлифовальных работ выполни шлифовку и циклевание поверхностей заготовки столярного изделия (разделочной доски), с обеих сторон, и особенно тщательно с её торцевых краёв.
2. В соответствии с технологией копирования контурно – графических рисунков и орнаментов, необходимо скопировать на поверхность заготовки столярного изделия, один из контурно – графических рисунков, соответствующих размеру заготовки.
3. В соответствии с технологией окраски поверхности заготовки водным красителем, закрась фон вокруг скопированного рисунка и торцевые детали заготовки водной морилкой. Выполни раскрашивание элементов рисунка. После окраски, положи окрашенную заготовку под сушилку
4. После просушки заготовки столярного изделия покрой лаком.
5. После просушки лакового покрытия можно приступать к выполнению прорезок контуров рисунка.

Автор учебного пособия Алексей Пузырев

Вы можете оставить свои комментарии и задать вопросы автору на нашем форуме.


Категория: Плосковыемчатая резьба по дереву | Добавил: Faska (07.06.2012)
Просмотров: 10405 | Комментарии: 1 | Теги: учебные пособия, Контурная резьба, Плоскорельефная резьба, Плосковыемчатая резьба | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Скульптурная резьба [5]
Происхождение промысла, технология изготовления резьбы, инструмент
Плосковыемчатая резьба по дереву [5]
Геометрическая резьба Скобчатая резьба Контурная резьба
Плоскорельефная резьба [5]
Абрамцево-кудринская резьба, "Татьянка", Сквозная (Ажурная)
Резьба по бересте [3]
Из истории [2]
История резного дела
Можете найти
Рассказать друзьям
Наши друзья
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0