Понедельник, 23.09.2019, 03:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи о резьбе » Скульптурная резьба

Технологический процесс изготовления и техника изготовления изделия Богородской художественной резьбы
Технологический процесс изготовления и техника изготовления изделия Богородской художественной резьбы

Технологический процесс изготовления и техника изготовления изделия Богородской художественной резьбы


Наиболее ранние произведения богородских резчиков, сохранившиеся в музейных коллекциях, относятся к концу XVIII - началу XIX века. Это нарядные куклы в костюмах гусаров и барынь, крестьян и крестьянок, многофигурные скульптурные композиции, резные миниатюры так называемой "китайской мелочи" и многие другие персонажи. Из этих фигурок можно составлять разнообразные жанровые сценки.


            Для каждого популярного сюжета и образа, привлекавшего внимание мастеров, отрабатывалась наиболее выразительная композиция, удобная для повторения и предельно экономная в отношении затраты труда; фигуры имели наиболее типичный силуэт, необходимые детали были тщательно отобраны, канонизирована техника резьбы фигурок от первичной обработки чурки до окончательной отделки.
Материалом для резьбы служила мягкая древесина: осина, ольха, липа.  Для богородских изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью. Резчики выполняли резьбу без предварительных эскизов — с маху, отсюда возникло название "маховая резьба ". Другая особенность богородской резьбы- резьба из трехгранника — брусков древесины треугольного сечения, которые получали при раскалывании полена радиально.                                                                                                                                                                                          

Работа мастера начиналась с заготовки дерева, которое сушилось под навесом несколько лет. Ствол распиливали, затем поленья разрубали на бруски треугольного сечения.
Исходную форму первоначального куска дерева выбирали с учетом композиции.

                        Очертания намечали при зарубке топором.



Художник М.Дворников. Зарубка изделия

На первый взгляд может показаться, что эта стадия обработки изделия не столь важна, как последующие, но на деле все оказывается не так. Именно здесь фигуре задается направление, движение. Хорошая, проработанная зарубка – залог качественной фигуры. Работа топором делается пока возможно обрубить весь лишний объем.

 Наметив в стадии зарубки основное положение и пропорции фигурок, мастер удалял с помощью стамесок лишнее количество древесины и уточнял детали. Эта стадия называется «задолбка».  Сначала используются крупные стамески. Прорабатываются все объемы, окончательно срезается лишняя древесина. При изготовлении некоторых фигур (например, коней, лосей, оленей, некоторых фигур человека и т.д.) на этой стадии прорабатываются формы частей изделия (например, ноги животных, руки человека и т.д.), при этом образуются воздушные пространства между какой-либо частью фигуры и корпусом фигуры или постаментом. За счет этого композиция смотрится интересной и более сложной. Большая ошибка начинающего резчика долбить отверстие, а не элемент фигуры. При такой работе зачастую сам элемент (например, нога коня) получается неправильным, непропорциональным, срезанным. Правильная задолбка такого сложного элемента – это задолбка, проработка самого элемента фигуры, и в процессе такого прорабатывания, прорезания воздушное пространство получается само не в ущерб фигуре.

При необходимости прорабатывания более мелких частей фигуры употребляются более мелкие стамески.

 Следующая стадия обработки фигуры – это обработка поверхности изделия при помощи богородского ножа. Сначала велась работа «на крупных фасках».В процессе этой работы ножом срезались порезки от стамесок, фигуге придавалась четкая форма, напряжение, толщина всех элементов фигуры после этой стадии больше не изменялась, она определялась до конца.

Дальше шла работа богородским ножом «на мелких фасках». То есть разбивались крупные фаски на более мелкие, изделие «заглаживалось». но  не становилось гладким (если его не шкурили), мелкие фаски сохранялись. Они позволяли подчеркнуть красоту материала и виртуозность техники исполнения, придавали выразительность деталям.

Фаску нужно «вести» от ее начала и до конца без выскальзывания ножа из древесины. Например, от крупа коня до его шеи или даже головы. Такое ведение фаски требует большого мастерства. Нож должен быть идеально наточен, не заовален (из-за этого нож часто вылетает из древесины и не может довести фаску до конца), без зазубрин, иначе нож начнет «писать», т.е. тянуть по фаске тонкие линии-вмятины. Фаска да и любой резок ножом должен иметь матовую, идеально ровную поверхность. Если резок глянцецый, блестит - значит нож нужно править или даже перетачивать

                       Последняя стадия обработки изделия – это «описка».




Она производится мелкими стамесками. На этой стадии прорезаются глаза, волосы, описывается шерсть, складки на одежде, орнаменты и т.д. Изделие полностью зачищается от мелких стружек, приобретает законченный, доведенный до конца вид.

Если композиция многофигурная, то отдельные ее элементы (фигуры людей, животных, деревьев и т.д.) крепятся на общий постамент при помощи шипиков и клея ПВА. Сам постамент с тоже расписывается с торца травкой, а его поверхность может быть гладкой или ее можно «зарябить» крупной стамеской под травку. Постамент обычно имеет традиционную форму «горбушки». В прочем, используют так же форму вытянутой трапеции, если это композиция «Тройка», или прямоугольную форму, если это многофигурная композиция, где фигуры располагаются в ряд. Если выполняется просто отдельная фигура (например, барыня, гусар, колхозница и т.д.), то фигура обычно вписывается в треугольник. Это позволяет рационально использовать древесину.

Весь процесс резьбы (кроме зарубки) выполняется за верстаком. В идеале это стол высотой примерно см. и складной стул высотой примерно см. К торцу стола, где непосредственно рабочее место резчика прибивается прибоина . Обычно она делается из липы. Служит прибоина для того, чтобы стамеска или нож после резка с большим нажимом врезались не в торец стола (от чего инструмент портиться и тупится, или возникает риск травмы инструментом), а врезались в мягкое дерево, что совершенно безопасно как для инструмента, так и для резчика.

Еще одна деталь процесса резьбы: вся резьба, на любых стадиях (кроме зарубки) происходит с наличием на коленях у резчика чистого полотенца. Особенно это важно на стадии мелких фасок и описки. Липа – очень светлое дерево и быстро пачкается. Грязная работа смотрится неаккуратно, снижается ее качество. По этому на последних стадия обработки изделия рекомендуется брать фигуру полотенцем. Так же всегда должна быть возможность вымыть руки с мылом. Чем чаще, тем чище будет работа.


Зарубка, задолбка, на крупных фасках, описка




Наверх
Категория: Скульптурная резьба | Добавил: Faska (14.03.2012)
Просмотров: 5965 | Комментарии: 1 | Теги: Технология Богородской резьбы, Скульптурная резьба, Богородская резьба | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Скульптурная резьба [5]
Происхождение промысла, технология изготовления резьбы, инструмент
Плосковыемчатая резьба по дереву [5]
Геометрическая резьба Скобчатая резьба Контурная резьба
Плоскорельефная резьба [5]
Абрамцево-кудринская резьба, "Татьянка", Сквозная (Ажурная)
Резьба по бересте [3]
Из истории [2]
История резного дела
Можете найти
Рассказать друзьям
Наши друзья
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0