Шемогодская резьба
Шемогодская резьба
Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но
ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней
сквозные орнаменты.
Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской
волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни
Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе,
притоку Северной Двины, вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и
наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в
промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г.
известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев. На ярмарке в
Великом Устюге он видел в торговых рядах и «берещеные фигурками
напечатанные бураки».
По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.
Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек,
чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной
берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий.
Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».
По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как
правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно
закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки,
трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или
зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду и
чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются
рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.
Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и
фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся
основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и
удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то
получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез
бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость
очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение
наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в
гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или
подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.
При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по
рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент и вся пластина будет
испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в
традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по
силам лишь специалистам высокого класса.
Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его
ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа,
черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.
С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В
Государственном Историческом музее есть подписные работы
великоустюгского мастера Степана Бочка-рева. Это шкатулки и тавлинки
(табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то
время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В
деревне Курово-Наволок, все жители которой носили фамилию Вепревы,
выдающимся мастером конца XIX–начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев.
Его считают создателем собственно шемогодского орнамента – того самого,
в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой»,
напоминающий резные розетки на прялках. Работы мастера отличались
чистотой резьбы и красотой рисунка. На крышках и стенках шкатулок с
секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей
среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882
г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в
Париже в 1900 г.
Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.
В 1918 г. мастера из деревни Курово-Наволок были объединены в артель
«Художник». На Шемоксе существовала еще одна артель, созданная в 1934
г. Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту
артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить
традиции шемогодской резьбы. Их изделия отличались особой чистотой
исполнения, разнообразием форм и новизной узоров.
В 1964 г. производство сочли экономически невыгодным, обе артели были
закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы
шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 г.,
когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению
шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берестой. А в
1970-е гг. производство резной бересты сосредоточилось на фабрике
«Великоустюгские узоры».
Наверх |