Символика, используемая в традиционных мотивах
домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл.
По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых»
участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов
может быть не только бесполезно, но и вредоносно.
Орнамент обычно классифицируется на
зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы
консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных
традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы,
украшавшие жилища наших предков.
Идея охраны человека, его жилища, предметов
быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла
в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям
древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была
столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был
защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои
дом и одежду.
Орнаментировали дом доброжелательными
языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора.
Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен
последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента —
орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные
«злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время
магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг
окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и
птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.
«Сумма подобных оберегов, постоянно
присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину»
в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество
древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты
охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в
домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через
которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки,
зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в
сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на
злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент
заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно
насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым
элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для
обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые
могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.
Сибирские переселенцы XVII века, осваивая
Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского
Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на
древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это
не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и
определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и
детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и
символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А.
Дерево и гармония).
Этнографические исследования свидетельствуют
об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей»
«верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым
частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на
расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы
подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями
изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те
«груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле.
«Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники
полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака,
посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков
Б.А. Ремесло древней Руси).
Нам известно о существовании причелин с
изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской,
Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест
центральной России, севера страны и Сибири.
Причелины русских изб украшались в два–четыре
ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец
XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и
устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных»,
недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин
состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи:
во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды
(зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям,
показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь,
орошающих землю «родивыми грудами росными».
Широкое бытование этой системы на всем Русском
Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века,
находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а
пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.
С удивительной строгостью соблюдалась эта
древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося
повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу
подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись
искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые
доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки
на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне
затененного кровлей фронтона.
Полдневное солнце изображалось на фасаде избы
на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей
небесных», являвшихся верхним небом.
Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех
верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед
от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью
русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской
головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по
характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде
«солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с
полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб
русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это
символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.
Со второй половины XIX века в Сибири получила
широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские
сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом.
Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги.
Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле
барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников
барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в
середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные,
антропоморфные элементы или солярная розетка.
Сибирские деревенские мастера, зная основные
композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы
орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя
древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был
практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов
орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение
мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это
видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской
глубинке.
|